Суббота, 08.05.2021, 07:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
система психолог - учитель [5]
система психолог - семья [5]
Статистика
Поиск
Лаборатория Педагогической психологии
Главная » Статьи » система психолог - семья

Интерактивные приемы на родительском собрании

М.Ю.Чибисова В целом родительское собрание – мероприятие достаточно ригидное, жестко ограниченное по времени, не предоставляющее значительных ресурсов для активных социально-психологических форм работы. Вместе с тем, психолог, принимающий участие в собрании, часто стремится выйти за пределы лекционной формы подачи материала и ищет возможности расширить формы фронтальной работы с родителями. Мы в данной статье рассмотрим возможные цели применения интерактивных форм на собрании и приемы, позволяющие достичь этих целей. Интерактивные приемы, которые психолог использует на собрании, должны соответствовать двум критериям: - компактность. Чрезмерная длительность используемых форм работы может привести к их формальному выполнению («сделаем побыстрее, лишь бы отвязались») или к явному негативу («давайте не будем тратить время впустую») - безопасность. Не следует затрагивать глубоко значимые проблемы или обращаться к личностно значимым вопросам. Использование психологом интерактивных приемов на родительском собрании может преследовать несколько целей: 1. Получение обратной связи от родителей по какому-то актуальному вопросу. В этом случае интерактивные приемы представляют собой различные формы экспресс-мониторинга, которые можно быстро провести и которые дают быстрый наглядный результат, не требуя при этом дополнительной обработки Приведем примеры ситуаций, когда может быть востребовано использование приемов данной группы: ü Выяснение ожиданий родителей в начале нового периода обучения ребенка в школе (например, в первом или пятом классе). В зависимости от конкретной ситуации, можно выяснять ожидания родителей от работы психолога или от школы в целом ü Выяснение уровня осведомленности родителей по той или иной психолого-педагогической проблеме (трудности подросткового возраста и т.п.) ü Выяснение позиции родителей по тому или иному вопросу (распределение ответственности за решение поблеем воспитания и т.п.) Экспресс-мониторинг предполагает четыре шага: 1) Подготовка материала 2) Предъявление инструкции 3) Предоставление времени на выполнения задания 4) Краткое подведение итогов и комментирование Например: Подготовьте на листах формата А3 формулировки возможных родительских ожиданий или убеждений. Их должно быть немного (не более 5). Важно, чтобы все формулировки были достаточно нейтральными. Например: «Считаю, что в начальной школе можно обойтись без домашних заданий», или: «Дисциплина на уроке – это прежде всего проблема учителя». – Развесьте эти листы на доске. – Предложите родителям выразить свое согласие с одной из формулировок. Это можно сделать различными способами: нарисовать черту, приклеить стикер и т.д. – Подсчитайте количество голосов на каждом листе и определите, какой вариант был выбран большинством родителей. – Прокомментируйте результат. Если высказанное родителями мнение кардинально расходится с реальностью (например, большинство родителей высказали пожелания, чтобы дисциплинарные вопросы решались без их участия), необходимо в корректной форме обозначить нереалистичность этой позиции. Другим вариантом может быть размещение на одном листе прямо противоположных высказываний, например справа: «Дисциплина на уроке зависит от родителя», а слева: «Дисциплина на уроке зависит от учителя». В этом случае попросите родителей отметить степень своего согласия с данными утверждениями, сделав отметку ближе к тому утверждению, с которым они больше согласны. Так, если родитель согласен с первым утверждением, он приклеивает стикер прямо рядом с этим утверждением, если с обоими – посередине. Объясните родителям, что степень близости стикера к утверждению отражает степень согласия с ним. Мы в нашей работе интенсивно используем такой прием экспресс-мониторинга, как «Круг ответственности». Это упражнение было разработано нами для решения проблем перекладывания ответственности друг на друга участниками образовательного процесса ("Пусть учителя работают, они за это деньги получают" или "Это проблема родителей, пусть они и занимаются"), а также для повышения ответственности родителей за решение отдельных педагогических задач (подготовка к экзамену, воспитанность и т.п.). Для проведения упражнения требуются листы бумаги с нарисованными кругами. Если предполагается индивидуальное проведение упражнения, используются листы формата А4. Если упражнение проводится в малых группах, можно использовать листы формата А3. Родителям предлагается такая инструкция: « Давайте подумаем, от чего зависит успешность подготовки к экзамену / воспитанность ребенка … (предлагается обсуждаемая на данный момент проблема). Представим, что данный круг – это 100% готовности выпускника к экзамену. Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от чего зависит эта успешность Возможно два варианта проведения данного упражнения: индивидуальный и групповой. В индивидуальном варианте каждый участник самостоятельно составляет диаграмму. В групповом варианте участники, в зависимости от количества группы, либо составляют диаграмму совместно, либо психолог делит их на мини-группы (по 5 - 7 человек) Когда все участники составили диаграммы, они представляют группе результаты своей работы Вторым этапом проведения упражнения является обсуждение составленных диаграмм. Это позволяет более четко определить границы профессиональных возможностей психолога При индивидуальном проведении данного упражнения с родителями возможно составление обобщающей диаграммы и ее последующее обсуждение. 2. Создание позитивного эмоционального настроя. Приемы из этой группы могут использоваться как в начале собрания, так и в конце него. Приведем примеры: ü Подготовьте цветок: сделайте середину и цветные лепестки по количеству родителей. Попросите каждого родителя написать на лепестке то качество ребенка, которое ему особенно нравится или которым он гордится. Прикрепите все лепестки к середине и обратите внимание родителей на то, какие разные дети учатся в классе. ü Предложите каждому родителю написать пожелание самому себе на будущий учебный год и положить его в красивую шкатулку или мешочек. ü Нарисуйте большое солнце со множеством лучей и попросите родителей написать пожелания классу на каждом из лучей. Повесьте это солнце в классе. 3. Принятие решения по какой-то педагогической или психологической проблеме (например, повышение мотивации к чтению, повышение сплоченности класса и т.п.) Эта цель может стоять в том случае, когда родители проявляют неудовлетворенность какой-то ситуацией в классе, и психолога привлекают к поиску решения. Самое главное в этом случае – перейти от общих слов («Детьми никто не занимается» и т.д.) к конкретным мерам. Мы предлагаем в этом случае следующую организацию работы на собрании. А) Составление перечня предложений по решению данной проблемы. Если число родителей достаточно большое, можно разделить их на группы. Предложите родителям в течение пяти минут в режиме мозгового штурма сформулировать как можно больше предложений по решению имеющейся проблемы. Необходимо, чтобы предложения были максимально конкретными (формулировки типа «Больше заниматься детьми» предложениями не считаются) Б) Выделение лучших вариантов решения проблемы. Если перечень достаточно большой, предложите каждому родителю назвать три идеи, которые ему кажутся наилучшими, и выберите пять – семь предложений, имеющих самый высокий рейтинг в группе. В) Составьте план реализации решений по следующей схеме: №Что делатьКто это будет делать Когда или как часто

Важно четко договориться, кто конкретно и когда будет реализовывать принятые решения. Например, если предложена мера «Посещение родителями уроков», нужно однозначно договориться, кто и когда будет эти уроки посещать. Г) Оценка реализации плана, которая проводится на следующем родительском собрании. Необходимо ответить на вопросы: Что было сделано? Что не было сделано и почему? К каким изменениям это привело?

Категория: система психолог - семья | Добавил: elena (26.02.2011)
Просмотров: 4449
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2021