Понедельник, 29.04.2024, 08:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Категории раздела
система психолог - учитель [5]
система психолог - семья [5]
Статистика
Поиск
Лаборатория Педагогической психологии
Главная » Статьи » система психолог - семья

Cобрание для родителей «Совместный просмотр фильмов»

                Cобрание для родителей в ГОУ
кадетская школа № 1770
«Московский кадетский
музыкальный корпус».
«Совместный просмотр фильмов»
Форма проведения собрания:
родительский лекторий;
практическая часть,
беседа с обсуждением.
Проводит: педагог-психолог Марусяк Н.Л. Цель: Показать важность и необходимость общения с детьми в семье. Привлечь внимание родителей к проблемам детей и вооружить их одним из способов сохранения личностно - доверительного отношения с подростками. Ход собрания. Воспитание — процесс сложный, обширный и, по-видимому, бесконечный, сегодня мы поговорим о наших взаимоотношениях с детьми. Как гласит древняя индийская мудрость: "Ребенок — не ваша собственность, он — гость в вашем доме". Общаясь с ним, радуйся, потому что, ребенок — это праздник, который пока с тобой. Родителей можно метафорически представить как ракету-носитель, разгоняющую космический корабль для дальнейшего автономного полета. Нам надо торопиться — ведь помимо того, что у нас просто не очень много времени, нас могут вытеснить из поля внимания ребенка фильмы, приятели, игры, музыка… Мы вынуждены конкурировать с ними за право влиять на наших детей. Но воспитание — это не столько одностороннее взаимоотношение, сколько встреча двух разных миров, взаимное узнавание, взаимный обмен. Повторяюсь, мы заняты работой большую часть дня, и детям посвящаем совсем немного времени, так давайте наполним это время смыслом. Надо помнить, что подростки значительно чаще переживают кризисные ситуации, сопровождающиеся нервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, неустойчивостью самооценки, потребностью в психологической поддержке... Успешно преодолеть эти ситуации самостоятельно подросткам, как правило, трудно, и они часто используют неконструктивные защитные техники вытеснения, избегания, ухода от решения, отказа от деятельности, принесшей неуспех, а также агрессивные формы замещения. Уважаемые родители, думаю, Вы согласитесь, что современные дети в большинстве своем читают все меньше и меньше, печатное слово все чаще заменяется образной информацией, при этом мы отнюдь не всегда знаем, что и как смотрят с экранов наши дети. В такой ситуации очень полезным может оказаться использование фильмотеки, которой могли бы пользоваться учителя, воспитатели, и Вы, уважаемые родители. Совместный просмотр и обсуждение фильмов – замечательное занятие, дающее возможность лучше понять детей, установить с ними контакт и помочь им найти пути решения проблем. Даже, если у Вас нет проблем с сыном, совместный просмотр фильма будет способствовать развитию личностно-доверительного общения. Кино – это не только развлечение, мы получаем в руки инструмент, позволяющий легко актуализировать и наращивать опыт решения проблем, развивать личность, интуицию, познавать себя и окружающий мир, понимать свои мысли и поступки, учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом. Анализ кинопроизведений, стремление понять содержание фильмов позволяют человеку переосмысливать свое отношение к действительности, по-новому осознавать собственный внутренний мир, дают возможность формировать позитивную систему ценностей. Удивительно, как при совместном просмотре фильма абсолютно все участники (мама, папа, сестра, дедушка, сын…) увлекаются процессом, сопереживают героям, попадающим в разные жизненные ситуации, испытывают гордость, когда они справляются с трудностями, возвращаются победителями из различных путешествий, радуются, когда герой обретает желаемое, и... начинают вспоминать свои переживания, делиться своими впечатлениями об увиденном. Впечатления оказываются разными, даже когда люди говорят об одном и том же сюжете. Создается ощущение, будто каждый смотрит свое кино. Сколько людей, столько и мнений, и это разнообразие обогащает представление каждого об окружающем мире, о себе и других людях. Мы считаем, что совместный просмотр и обсуждение фильмов требуют активного участия родителей. Важна не просто организация самого процесса просмотра фильма вместе с детьми, но и грамотное выделение, формулирование проблем, волнующих ребенка, и создание особой доверительной атмосферы, необходимой для искреннего и честного обсуждения основных тем фильма. Важно, чтобы ребенок чувствовали себя свободно и раскованно, не боялся высказывать свои мысли вслух, вовремя получал обратную связь и поддержку от Вас, близких людей. Кроме того, такие совместные просмотры обладают диагностической ценностью, дают возможность лучше понять детей, составить представление об уровне их знаний, умение выражать мысли о предмете обсуждения , возможно, Вы поймете, что есть проблема и необходимо обратиться к практическому психологу или просто окажется, что Вы совсем не знаете своего сына... Как выбирать фильм для обсуждения? Фильм для совместного просмотра с детьми должен отвечать определенным требованиям. 1. Тематика фильма должна быть интересна детям или подросткам, способствовать повышению их социальной компетентности, давать пищу для размышления о себе, о своих жизненных целях, об окружающем мире. Поэтому важно, чтобы фильм был не только интересен, но и понятен детям, чтобы он отражал актуальные проблемы, побуждал к активной жизни. С подборкой таких фильмов Вы можете ознакомиться в нашей фильмотеке и получить рекомендации для работы с фильмом. 2. Родитель должен сам несколько раз посмотреть фильм, наметить возможные темы для дискуссии, оценить актуальность и доступность фильма для ребят. 3. Фильм должен быть эмоционально созвучен ребенку, поэтому важно хорошо разбираться в проблемах, волнующих вашего сына. 4. Выбирая фильм и планируя обсуждение, Вы должны учитывать индивидуальные особенности Вашего ребенка, подростка. 5. Фильм должен соответствовать возрасту вашего ребенка. 6. Важно учитывать продолжительность просмотра, чтобы оставить достаточно времени для обсуждения. Как показывает опыт, правильно выбранный фильм не оставляет равнодушным детей и позволяет в дальнейшем многократно возвращаться к просмотру и обсуждению. 7. Выбирая фильм для просмотра, важно обратить внимание, есть ли в нем сцены, не предназначенные для показа подросткам (жестокость, насилие, секс, употребление наркотиков, ненормативная лексика). Показ фильма, содержащего в себе подобные сцены, может вызвать серьезные проблемы – как для подростков, поэтому рекомендуем воздержаться от такого выбора. Если вы все же выберете этот фильм, то следует помнить, что любые опасные сцены требуют серьезного обсуждения с ребенком, следует быть готовым к этому и при необходимости самому инициировать такое обсуждение. Основные вопросы к обсуждению фильма. − Понравился ли фильм? − О чем фильм? Что в нем понравилось/не понравилось? Почему? − Почему герой повел себя таким образом? чем причины такого поведения? − Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы я поступил в подобном случае? − Какой герой был интересен? Почему? − Как фильм связан с моей (твоей) собственной жизнью? − Что в нашей, в твоей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме? Безусловно, в каждом конкретном случае список вопросов будет дополняться, однако обсуждать отношение подростков к фильму, особенности поведения героев и связь происходящего на экране с реальной жизнью подростков обязательно рекомендуется после просмотра каждого фильма. Есть разные варианты организации процесса обсуждения. Можно посмотреть весь фильм целиком, а затем обменяться впечатлениями; другой вариант – последовательно просматривать эпизоды фильма (использовать стоп-кадр), делая паузы, во время которых прокомментировать сюжет, дать возможность детям поделиться мыслями и чувствами, а более глубокое обсуждение организовать в заключение просмотра фильма, при этом обсуждая и анализируя конкретные фрагменты-темы. Можно, делая паузу в просмотре, предложить ребенку попробовать предсказать развитие сюжета, поведение героев. Центром обсуждения можно сделать главных героев фильма, а не темы, и тогда в ходе дискуссии могут обсуждаться самые разные вопросы. В некоторых случаях, особенно когда фильм заканчивается трагически, следует дать детям возможность эмоционально отреагировать на происходящее и лишь, затем переходить к тематическому обсуждению. Словом, схемы просмотра и обсуждения фильмов могут быть разными. Не стоит бояться того, что фильм всколыхнет глубоко спрятанные чувства, поднимет на поверхность прошлые переживания. Сами переживания и нахлынувшие чувства не менее важны, чем рациональный анализ. Если они проявляются, когда человек ощущает себя в безопасности, то несут эффект открытия, освобождения от старого. Главное – умело организовать обсуждение. Анализ просмотренного помогает найти решения в тех проблемных ситуациях, которые раньше казались неразрешимыми, и учит смотреть в будущее с оптимизмом. Во время просмотра фильма обратите внимание ребенка на: · образы и поведение героев фильма, которые для них неприемлемы, · эмоциональные переживания, как героев, так и самих участников, · стереотипы поведения, · позитивность или негативность динамики фильма, · степень ответственности за выборы и поведение героев. После просмотра фильма: · Постарайтесь организовать спонтанное обсуждение. Высказывайте мысли и чувства, вызванные разными эпизодами фильма. · Помогите изложить реальное содержание фильма. Обратите внимание ребенка на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма. · Обобщайте сказанное, резюмируйте высказывания. · Помогите проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные актуальные потребности и задачи. Подведение итогов вместе с ребенком предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания фильма в ходе заключительного обсуждения. 2 часть собрания. Родителям была предложена для просмотра и последующего обсуждения Новелла «Сонг Сонг и Котенок» Режиссер Джон Вy Краткое содержание фильма В фильме повествуется о двух маленьких девочках. Одна из них – Сонг Сонг – живет с родителями в большом доме, окруженная видимым благополучием и ценностями материального мира. Однако в семье не хватает главного – любви и взаимопонимания. Родители постоянно ссорятся. Другая девочка – Котенок – живет с приемным дедушкой. Когда-то он нашел ее младенцем у мусорного бака. Девочка – инвалид и лишена многих радостей жизни, но имеет самое главное – заботу и поддержку любящего дедушки. Несмотря на жизнь в нищете, она научилась любить и делиться этой любовью с окружающими. Вопросы для обсуждения: − Какие чувства вызвал просмотр этого сюжета? − Что переживает Сонг Сонг? − Чему учится она у своих родителей? − О чем свидетельствуют ее поступки? Что можно сказать о взаимоотношениях Котенка с дедушкой? − Какие социальные навыки демонстрирует своим поведением
Котенок? − Что помогает ей справляться с возникшей тяжелой ситуацией? − Прокомментируйте эпизод, когда Котенок отдает цветок Сонг Сонг. − О чем может думать Сонг Сонг, увидев свою куклу в руках
Котенка? − Что она при этом может чувствовать? − Как называется документ, в котором перечислены основные права ребенка? − О чем мечтает Котенок? − Какие права ребенка, по вашему мнению, нарушаются в
фильме? − Какие права ребенка реализуются для героев фильма? − Прокомментируйте конец сюжета. Комментарии. При обсуждении данной новеллы мы обратили внимание родителей на следующие статьи Конвенции о правах ребенка. Статья 2. Борьба с дискриминацией. Статья 6. Право на жизнь и развитие. Статья 18. Обязанности родителей. Статья 20. Защита ребенка, у которого нет семьи. Статья 23. Дети с особыми нуждами. Статья 24. Здоровье и здравоохранение. Статья 28. Образование. Статья 32. Детский труд. Статья 36. Другие формы эксплуатации. По завершению обсуждения родители по кругу рассказывают о том, что они приобрели после просмотра и обсуждения новеллы. Нужен ли им лично такой опыт. Хотели ли бы они транслировать его детям. Достаточно ли у них ресурсов, чтобы организовать обсуждение новеллы с детьми. Далее было предложено родителям в домашних условиях посмотреть фильм «Чучело» и подготовиться к обсуждению следующих тем по фильму: «Справедливость. Жестокость»; «Я и другие»; «Дружеские отношения. Предательство»; «Взросление. Ответственность. Выбор»; «Личные права каждого ребенка»; «Прощение». Параллельно в данном классе на занятиях по самоподготовке с детьми смотрели фильм «Чучело». Далее было назначено собрание для обсуждения данного фильма. 2.Родительское собрание обсуждение фильма «ЧУЧЕЛО» 1983,Режиссер Р. Быков,В ролях: Кристина Орбакайте, Ю. Никулин, Е. Санаева, Митя Егоров, С. Крючкова Присутствовали 25 родителей,25 детей, два педагога-психолога, офицер-воспитатель (классный руководитель). Форма проведения собрания: беседа с обсуждением. Проводит: педагог-психолог Марусяк Н.Л. Цель: актуализировать впечатления от просмотренного фильма, развивать в группе родителей и детей умение и желание слышать и слушать друг друга, быть терпимыми к разным точкам зрения, обсуждая поведенческие паттерны разрешения разных жизненных ситуаций и воспитание определенных ценностных представлений, ориентируя родителей на адекватность, гибкость и прогностичность воспитательных позиций. Во вступительной беседе педагог-психолог напомнил краткое содержание фильма. Задал вопросы: «О чем фильм?» (все вопросы задавались и детям и родителям). Фильм о детской жестокости, дружбе и предательстве, о мужестве девочки, прозванной Чучелом. Как бы я повел себя в такой ситуации, отвергнутый и преследуемый или преследующий – на чьей я стороне, кто я? Многие и дети, и родители сталкиваются с проблемами вступления, принятия в группу: новый класс, компанию, другую работу. Как это сделать, не предав себя? И стоит ли группа этого, если она требует отказа от себя? Тема «Справедливость. Жестокость» В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости, которое заключается для них в том, что виновный должен быть наказан. «Предателям нет прощения», – говорит Железная Кнопка (Миронова). Бойкот, преследование, избиение – жестокие средства наказания детьми своей одноклассницы. Класс ведет себя единодушно, подчиняясь идеям и приказам Кнопки, кроме Васильева, который не считает такие средства приемлемыми. Страх стать изгоем движет детьми, когда каждый подкладывает дрова в костер, сжигая чучело, изображающее Лену. Принадлежность к группе дает им возможность не принимать решения самим и снимает с них ответственность за поступки. Не менее жестоки взрослые. Никто не вмешался, хотя все видели происходящее (тетя Клава, учительница, экскурсионная группа). Классная руководительница слишком жестоко наказала ребят, не взяв их в Москву. Вопросы для обсуждения: − Почему дети так жестоко наказывали Лену, мстили ей? − Почему Васильев пытался заступиться за нее? − Чем отличается Васильев от других детей? − В чем проявлялась их жестокость на протяжении всего фильма, когда девочка только пришла в класс и потом? − Заслужила ли Лена такое отношение? − Прокомментируйте высказывание Марины в конце фильма: «Детки из клетки». − Что такое справедливость? − Были ли герои справедливы, отстаивая свою справедливость? − Кто из персонажей вам ближе и почему? − Если бы вы оказались Леной, Сомовым, Кнопкой, Поповым, Мариной, Васильевым, учительницей, дедушкой – как бы вы себя вели? − Кто несет ответственность за последствия своих поступков? Почему? Как? − В чем выражалась жестокость взрослых? − Как, по мнению Кнопки, следовало защищать справедливость? − Были ли у героев другие варианты поведения в данной ситуации? − Как бы я поступил в подобной ситуации? Тема «Я и другие» В группе детей существует жесткое разграничение – или член группы, или предатель. Если ты член группы, то обязан разделять ее правила, принципы и требования, высказываемые Кнопкой. Перед героями фильма (Леной, Васильевым, Сомовым) встает выбор: быть преданным группе или предателем? Третьего не дано. Ради класса Сомов отказался от Лены и дружбы с ней. А Васильев – нет. Вопросы для обсуждения: − Что значит быть членом группы? − Какие правила существуют в этом классе? В твоем классе. − Кто остался верен своим идеалам, не отказавшись от них ради класса? − Кто принадлежит группе, кто нет? Как вы это поняли? − Возможно ли быть в группе и сохранить свои ценности? Кому это удалось? Тема «Чувства. Страх. Трусость» Весь фильм пронизан страхом. Каждый герой чего-то боится. Лена боится потерять отношения с Димой, разочароваться в нем. Дима боится бойкота и травли со стороны класса. Кнопка как «вождь» группы боялась распада группы и предательства, лицемерия, нарушения справедливости. Васильев боялся за Лену. Но страх и трусость – разные вещи. Можно бояться и делать то, что считаешь правильным. Трусом оказался только Дима. Вопросы для обсуждения: − Кто чего боялся? − Что такое страх? − Что такое трусость? − Как вам кажется, страх и трусость – одно и то же? − Кто из героев трус? Почему? − А кто не трус? Почему? − Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме? Тема «Дружеские отношения. Предательство» В фильме поднята очень актуальная для подростков тема дружбы. Как друг может предать? Лена довольно долго была «слепа» в отношении Димы, не верила, что он предаст ее, их дружбу. Она пыталась защитить его, взяв всю вину на себя. Лена так и не рассказала классу про него. Лима предал класс (рассказал учительнице), предал Лену (когда не признался и стал травить ее вместе с классом). Предательство может быть только осознанным. Ситуация, когда Лена смеется вместе с классом над своим дедушкой, не является предательством. Она слишком наивна, доверчива и не понимает, как зло смеются ее одноклассники. Вопросы для обсуждения: − Как Лена переживала предательство Лимы? − Кто был настоящим другом для Лены? Почему? − Кто делал вид, что он друг? Как вы это поняли? − Кто в фильме дружил по-настоящему? − Кто кого предал? − Кто кого не предал? − Является ли молчание предательством? Тема «Взросление. Ответственность. Выбор» За тот период времени, который отражен в фильме, Лена взрослеет. Поначалу, когда она приходит в класс, Лена выглядит невинной, глупенькой, ничего не понимающей девочкой. Она легко смеется над своим дедом вместе со всем классом – очень хочет быть принятой ребятами – и не оценивает их поведение. Но в сцене ее прощания с классом, когда Лена в день отъезда пришла в школу, она уже взрослая девушка, со своим мировоззрением, своими принципами, идеями и жизненным опытом, способная выбирать, принимать решения и нести за них ответственность. Произошедшее с ней – момент ее инициации, перехода из детства, легкого, безответственного, бездумного, доверчивого состояния, во взрослость, где она приняла решение не быть в этом классе, в этой группе, с ее правилами, принципами и жестокостью. Вопросы для обсуждения: − Что такое быть взрослым? − Как менялась Лена в течение фильма? − В чем можно заметить (поступках, словах) эти изменения? − О чем они говорят? Как их можно назвать? − Что значит фраза Лениного дедушки: «Она – личность»? − Как меняются герои, их личность к концу фильма? Тема «Личные права каждого ребенка» Вопросы для обсуждения: − В каких статьях Конвенции ООН о павах ребенка обозначены личные права каждого ребенка? а). На сохранение своей индивидуальности (Статья 8). б). На свободное выражение своих взглядов по всем вопросам,
затрагивающим ребенка (если он способен их сформулировать) (Статья 12). в). На личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции, на защиту закона от незаконного посягательства на его честь и репутацию (Статья 16). г). На защиту от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов, от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, сексуальной эксплуатации, от пыток и жестокости, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения (Статьи 19, 33, 34, 35, 37). − Какие личные права Лены были нарушены? − Кто, по вашему мнению, должен нести ответственность за нарушение за это ответственность? Виды ответственности: юридическая: административная, гражданская, дисциплинарная, уголовная и моральная. За нарушение законов наступает ответственность. В зависимости от тяжести нарушений бывают разные виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная. Самый строгий вид ответственности – уголовная ответственность. Человек отвечает за совершенное преступление перед государством – по статье закона, перед другими людьми – потерей уважения и доверия и перед собой чувством вины. − Какие права человека нарушаются, когда личная информация передается другим людям без его согласия? Право на охрану неприкосновенности личности. Право на охрану чести и достоинства. Право на тайну личной жизни. Тема «Прощение» Прощение и непрощение – эти темы пронизывают фильм. Прощение – антипод предательства, оно его искупает. Для дедушки Лены прощение – проявление милосердия. Лена прощает класс и Диму, дедушка прощает класс и город за их жестокость и несправедливость. Класс не в силах простить Лену, и на этом основана жестокость этих детей. Умение прощать – дар, данный не каждому. Класс не может простить предательство (Лену, Диму, Васильева), Марина не может простить своих родителей за то, что она здесь, за развод. Этому городу недоступно прощение. Вопросы для обсуждения: − Что значит простить? − Кто простил и за что? А кто нет? − Надо ли прощать? − За что можно простить, а за что нет? − Легко ли прощать? − Зачем прощать? − Что получает тот, кто прощает? В течение всего собрания выслушивались мнения родителей и детей. Разговор получился интересным и продуктивным, было решено продолжить не только совместные обсуждения, но и просмотры фильмов. В обратной связи дети благодарили психологов за возможность быть ближе к родителям, увидеть их с другой стороны, вместе проводить вечера за просмотром фильмов, «чувствуя себя нужным им…». ЛИТЕРАТУРА 1.Повышение социальной компетентности детей и подростков. М.: 2009. – 90 с. Автор-составитель Е.Г.Коблик. Рецензент кандидат психол. наук Н.Е.Шпагонова 2.Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации / Под ред. А.Ф. Шадуры. СПб.: Речь, 2005. 3.Франке-Грикш М. Ты с нами: Системные взгляды и решения для учителей, учеников и родителей. М.: Высшая школа психологии, 2005. Методика преподавания прав ребенка: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Д.М. Маллаев, Н.А. Сеидов, Д.И. Гасанова, Д.М. Абдуразакова, А.В. Керимова, П.О. Омарова, М.Г. Гасанов // Под ред. проф. Д.М. Маллаева и проф. П.О. Омаровой. – Махачкала: ГОУ ВПО "ДГПУ", Алеф, 2008.

Категория: система психолог - семья | Добавил: elena (26.02.2011)
Просмотров: 3004
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024