М.Ю.Чибисова Консультирование педагогов. В зависимости от того, с каким запросом обращается педагог за психологической помощью, консультирование может строиться по-разному. Рассмотрим типологию запросов педагогов и стратегию работы психолога в каждом из этих случаев. Первый вариант – педагог обращается с запросом по поводу ребенка. В этом случае необходимо сделать следующее. Прежде всего важно сориентировать педагога на поиск причин имеющихся у ребенка трудностей. Если педагогу кажется, что причины очевидны, следует тактично выяснить представление педагога об этих причинах и информировать его о том, что у любой детской проблемы может быть множество разнообразных и зачастую взаимоисключающих причин. Здесь очень уместны аналогии с медициной, где, прежде чем прописать лекарство, необходимо сдать анализы. Затем психолог реализует диагностический этап, выявляя причины трудностей ребенка с помощью вышеописанной технологии. Дальнейшая работа с педагогом подразумевает следующие шаги: 1. Краткое обсуждение факторов, обусловивших трудности ребенка. 2. Определение задач и форм дальнейшей работы. При этом желательно не строить дальнейшую работу исключительно с ребенком! В зависимости от ряда факторов эта работа может либо ограничиться консультированием педагога, причем ведущей техникой станет рекомендация, либо сопровождение консультирования педагога коррекционными или консультативными занятиями с ребенком. Наибольшую сложность для психолога при работе с данным запросом представляет более или менее явно выражено стремление педагога снять с себя ответственность за решение проблем ребенка. Если такая позиция проявляется в начале работы, когда педагог явно ждет от психолога «волшебства», необходимо объяснить важность взаимодействия педагога и психолога в сопровождении ребенка и ограниченность исключительно психологической поддержки, а также позитивным переформулированием, повышающим значимость педагога («Только вы с вашим опытом сможете найти подход … »). Если подобные тенденции начинают проявляться в виде уклонения от выполнения рекомендаций или жалоб на невозможность изменения ситуации непосредственно на этапе оказания помощи, психологу следует тактично обсудить ситуацию с педагогом («Вы говорите о том, что хотите помочь ребенку, но при этом не пробуете новых форм взаимодействия с ним»). Для того, чтобы работа была эффективна, психологу следует проявлять инициативу и активность в организации встреч с педагогом. Важно, чтобы педагог чувствовал включенность психолога в работу, его заинтересованность. Хотя запрос на консультирование исходит от педагога, необходимо всячески поддерживать его инициативу. Важным содержательным моментом консультирования педагога по данному запросу является то, что психологу стоит удерживать педагога скорее в позиции коллеги, не ставя его окончательно в клиентскую позицию. Второй вариант – психолог обращается с запросом по поводу собственных затруднений. В данном случае также может быть два варианта запросов. Первый: трудности педагога связаны со спецификой работы с детьми: раздражение по поводу детей, трудности с контролем эмоционального состояния и т.п. В этом случае, с одной стороны, следует безусловно оказать поддержку, с другой – не ориентироваться на длительную консультативную работу. Оптимальным выходом в данном случае будет ресурсно ориентированная стратегия, когда основной техникой станет позитивное переформулирование Второй вариант запросов – это личные трудности педагога, никак не связанные с его работой (трудности во взаимодействии с мужем, собственными детьми и т.п.). В этом случае от консультативной помощи следует уклониться. Важно выразить педагогу сочувствие, однако обозначить невозможность решения данных проблем. При этом оптимально апеллировать к наличию личного знакомства: «Подобные трудности лучше обсуждать с незнакомым специалистом». В идеальном варианте можно порекомендовать конкретное учреждение, куда педагог может обратиться за помощью. В современной психологии и педагогике неоднократно отмечалось, что эмоциональное состояние педагогов характеризуется высоким уровнем неблагополучия. Так, И.В. Вачков говорит о том, что у 80% педагогов после 20 лет работы по специальности наступают необратимые психологические изменения. С.Ю.Алашев и С.В.Быков на основании экспериментальных исследований убедительно доказывают, что педагогический стаж способствует повышению социальной (групповой) тревожности. Исследователи также показали повышенный уровень личностной тревожности у учителей. О.В.Хухлаева считает, что одной из серьезных проблем современной школы является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Эти особенности обуславливают некоторые методические особенности консультирования педагогов: 1. Особое внимание следует уделять поддержке позитивной самооценки, как личностной, так и профессиональной. Очень важно обеспечивать педагогу позитивную обратную связь, обращая внимания на достигнутые им профессиональные результаты. 2. Важным ресурсом для педагога может стать понимание особого смысла его педагогической деятельности. Поэтому, не впадая в пафос, следует поддерживать осознание значимости и востребованности его деятельности. Возможные трудные ситуации и пути их преодоления Педагог задает вопрос, на который психолог не знает ответа, или спрашивает мнения психолога о книге, авторе, программе, с которыми психолог незнаком. Нет ничего стыдного в том, что знания психолога не абсолютны, поэтому в этой ситуации лучше честно признаться в своем незнании: «К сожалению, я незнаком с данной программой». Можно предложить навести справки или поискать ответ в литературе: «К сожалению, я не могу ответить на ваш вопрос прямо сейчас, но я могу проконсультироваться у соответствующих специалистов (обратиться к специальной литературе) и через некоторое время дать ответ». Если педагог обесценивает психолога высказываниями вроде «Вы же психолог, вы же должны знать подобные вещи», психолог может спокойно отреагировать приблизительно так: «Современная психология настолько разнообразна, что одному человеку практически невозможно хорошо разбираться во всех ее проблемах. В наше время психологи так же специализированы, как врачи, каждый из которых лечит только определенные болезни». Педагоги ставят под сомнение компетентность психолога или правомерность его рекомендаций, обесценивают информацию, которую слышат от психолога, высказываниями типа "Это все хорошо в теории, а в жизни все по-другому”. Очень важно, чтобы именно в этой ситуации психолог реагировал спокойно и уверенно! По сути, такая реакция скрывает два посыла: «Верите ли вы сами как психолог в то, что ваша наука может помочь?» и «Я не хочу брать на себя ответственность за то, что происходит, не хочу ничего менять». Психолог может сказать приблизительно следующее: «Психология – такая наука, в которой теория напрямую связана с жизнью. То, как складывается наша жизнь, во многом зависит от нас. Можно попробовать поэкспериментировать: что произойдет, если вы попробуете применить то, о чем мы с вами говорим. Вы ничем не рискуете, это же просто эксперимент». Кроме того, такая реакция педагогов может быть следствием того, что рекомендации психолога действительно имеют чрезмерно теоретический характер и необходимо приблизить их к практике. Педагоги предъявляют к психологу заведомо невыполнимые требования, касающиеся организации его работы или ее содержания (например, высказывают пожелания, "чтобы психолог работал индивидуально с каждым ребенком”). Прежде всего, важно признать правомерность высказанных пожеланий педагогов: «Конечно, это было бы замечательно, если бы я работала индивидуально с каждым ребенком». Затем нужно четко и ясно объяснить, что это невозможно, не вдаваясь в детали: «К сожалению, это невозможно, потому что сделать это не позволяет моя нагрузка». Если педагоги продолжают настаивать на своем, предлагая изменить учебную нагрузку и т.д., важно так же спокойно, не вдаваясь в объяснения и оправдания, продолжать стоять на своем: «К сожалению, это невозможно». Наконец, предложить возможные варианты решения: Самое главное в этом случае – сразу обозначить свою позицию и не брать на себя чрезмерных обязательств. Педагоги просят дать им конкретные приемы управления, манипуляции детьми. В этом случае задача психолога – тактично отметить нереальность ожиданий педагога: «К сожалению, в психологии не существует общих рецептов, которые давали бы гарантированный результат во всех случаях, и у меня их тоже нет». Затем важно предложить возможную помощь: «Но я могу помочь вам понять, почему такие трудности возникают». Рекомендуемая литература 1.Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М., 2002 . Часть 2, раздел 2. Взаимодействие психолога с учителями и администрацией 2. Громова Т. Чужой среди своих // Школьный психолог, 2003, №43 http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304310 3.Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов // Школьный психолог, 2005, № 13 http://psy.1september.ru/article.php?ID=200501302 4.Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Учительский стресс // Школьный психолог, №4, 2006 http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600412 5.Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами. М., 20
|